Выбрать страницу

Что такое ТОиР?— часто спрашивают меня.

| Июл 1, 2019 | Разное | Нет комментариев

Время прочтения статьи около 10 минут. Некогда читать?
Переслать данную статью на email.

ТОИР — КАК ИСТОРИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ ОБОРУДОВАНИЯ

Что такое ТОиР?— часто спрашивают меня. Объяснять, что ТОиР — это аббревиатура от слов: Техническое Обслуживание и Ремонт — не поворачивается язык. Сегодня понятие ТОиР гораздо шире. Можно даже сказать, что это история о смысле жизни и смерти оборудования. Пусть это звучит немного пафосно, но так оно и есть.

Худо-бедно, но завинчивать гайки, монтировать подшипники, и смазывать узлы умеют все заинтересованные в работе оборудования лица. А вот оценить роль этих процессов технического обслуживания в контексте процессов целого предприятия могут единицы. Причем не в масштабах производства, а может быть даже в масштабах отрасли.

Этому не учат в школе, и это в принципе понятно. Этому, к сожалению, не учат в техникумах. И к ужасу, этому не учат в ВУЗах. Но учиться этому необходимо. Прежде всего, потому что технический сервис должен быть осознанным, обеспечивающим требуемую надежность оборудования и при этом несущим разумные затраты.

Мы благодарны команде проекта MaiPraktiki за их вклад в формирование культуры технического обслуживания оборудования путем просветительской деятельности и с гордостью предлагаем вашему вниманию рецензию на первый в России открытый курс по ТОиР.

Кому полезен этот курс? Как ни странно, но в первую очередь тем, кто уже знает, что такое ТОиР. Это инженеры-механики, главные механики, технические директора, собственники производственных предприятий. Материалы курса помогут взглянуть на процессы ТОиР под другим углом, увидеть роль ТОиР в структуре производственных процессов, понять смысл и назначение технического обслуживания, сделать сервис осмысленным.

Несомненно, курс полезен и тем, кто только начинает свою карьеру в техническом сервисе, и кто не знает, но очень хочет узнать, что такое ТОиР сегодня, и каким он будет завтра.

Итак, Базовый курс ТОиР – 1, “КОНТЕКСТ”

Он состоит из трех видео-уроков:

1. Формулировка целей ТОиР(бесплатный урок) 

2. Промежуточный контекст ТОиР

3. Общий контекст процессов ТОиР

 

Все части этого курса представляют собой видео-материалы с текстовым сопровождением. Причем в качестве видео-материалов выступает не «говорящая голова» в кадре, а очень интересный видеоряд.

Он буквально ведет вас по повествованию и заставляет неотрывно следить как за экраном, так и за голосом диктора. Почти как мультфильм. Но только не развлекательный, для детей, а можно сказать «научно-популярный мультфильм от практиков технического обслуживания».

 

Тестовое сопровождение вы можете оставить или отключить, в зависимости от вашего типа восприятия. Мне, например, было удобнее смотреть на картинку и слушать диктора, поэтому транскрипцию я отключила. Правда, не с первого раза. Для этого мне пришлось запустить курс заново, по умолчанию транскрипция выключена.

Также в описании курса заявлены контрольные вопросы по пройденному материалу. Забегая вперед скажу, что единственное, чего мне не хватило в этом курсе, то это как раз вопросов и тестов, заставляющих еще раз осмыслить прослушанный материал. Не хватило — потому что в первой части контрольных вопросов я не обнаружила. Правда, авторы обещали, что они появятся в следующих частях.

Первый урок очень короткий, но запоминающийся. На примере истории одного матроса, которого обстоятельства заставили переосмыслить рутинные операции по техническому обслуживанию в операции по обеспечению безопасности судна, авторы очень доходчиво доносят до слушателей мысль о необходимости делать сервис осознанным.

Второй урок уже не носит столь шутливый характер. На нем рассматривается такое сложное и серьезное понятие как КОНТЕКСТ процессов технического обслуживания промышленных предприятий.

Основной «фишкой» курса, как мне кажется», является то, что авторы доносят до слушателей простым языком, на котором говорят обычные механики и практики сервиса, смысл сложных и тяжелых определений ГОСТов и других Стандартов.

Наверное, можно сравнить методику преподнесения материалов этого курса с кинематической схемой оборудования – просто, наглядно, доступно и эффективно показать суть.

Что такое риски? Стоимость жизненного цикла? Надежность? Прогнозируемая надежность? Функции оборудования? Функциональный отказ? Все это нужно не просто знать, но достичь глубокого понимания для того, чтобы выстроить правильную стратегию технического обслуживания и ремонта исходя из целей именно вашего производства. Об этом говорит третий урок курса.

С юмором и с примерами авторы доносят до зрителей важность понимания контекста оборудования и делает первый шаг к объяснению семи шагов RCM.

Вторая часть курса еще в работе. Она будет называться «Техническая система». Я с нетерпением жду появления ее уроков. Мне очень нравится подход авторов к ТОиР вообще и к методике объяснения сложных понятий в частности.

Очень надеюсь, что они смогут сохранить необходимый тонкий баланс между эффективностью учебных материалов именно для технических специалистов и популярностью и доступностью изложения.

Пока сложно сказать, как им это удастся, потому что потенциал этого курса для целей участников огромный, но и объем тем, которые предстоит осветить авторам — тоже огромен.

Мне интересно, насколько будет эффективным такой подход к изложению учебных тем в большом количестве уроков. Три-четыре серии «научно-популярных мультфильмов» — это очень привлекает внимание, это то, чего не было раньше, это интересно и запоминающе! Но когда этих уроков будет 10, или 20?  А если больше? Важно не превратить учебный курс по ТОиР в мыльную оперу 🙂

Я буду очень внимательно следить за развитием этого проекта и по мере появления новых частей курса рассказывать вам о том, чему вы можете научиться на этом курсе, и чем он может быть полезен как лично вам, так и вашему производству!

 

Ирина Смирнова,

директор Центра профессиональных компетенций ТОИР Pro

СОЗДАЙТЕ СВОЙ КУРС!