Выбрать страницу

Категоризация ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ работ

| Июн 4, 2019 | Базовые определения | 1 коммент.

[uptolike]
Время прочтения статьи около 15 минут. Некогда читать?
Переслать данную статью на email.

Профилактические работы на оборудование – это про “ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ”. Выполняются тогда, когда и так все в порядке. И поэтому, в отличие от ремонтных работ, неочевиден оптимальный объем этой самой профилактики.

К примеру, ремонтные работы – все четко и по делу.

Было Неисправное оборудование –  cтало Исправное.

А профилактика?

И до, и после выполнения работ результат неизменен – оборудование Исправно.

А раз так, значит есть место для манипуляций и спекуляций.

ПРИМЕР:

ЗАЧЕМ что-то делать, если и так все в порядке? Зачем тратить ресурсы и деньги?

Все работает – Не трогай.

ДРУГОЙ ПРИМЕР:

Будем выполнять ТОЛЬКО профилактические мероприятия. Будем уверено бюджетировать затраты на год вперед и экономить на ремонтах и внеплановых отказах.

Давайте внесем элемент очевидности, категорируя основные виды профилактики. Буду рассматривать только DIRECT профилактику, т.е. когда оказывается реальное воздействие на оборудование.

INDIRECT, инспекция и диагностика в этой статье не рассматривается.

Основание для Профилактических работ

Любые профилактические работы формируются на основании:

1. документации на оборудование, нормативных требований и стандартов;

2. результатов анализа отказов оборудования, которые случались или могут случиться;

3. вашего субъективного опыта и опыта ваших товарищей.

Опустим второе и третье. Это тема отдельных постов.

Подробно остановимся на документации.

Мне встречалась разная документация на оборудование.

Возьму две крайности:

Первая крайность – это полное отсутствие документации. Так же встречается бездарно написанная или переведенная кривыми переводчиками. В этом случае результат еще хуже, чем при полном ее отсутствии. С этим вариантом, надеюсь, все понятно.

Вторая крайность – идеальная документация.

Доступна облачная структура оборудования с детальным описанием и наименованием узлов (вплоть до последней гаечки). По клику мышки открываются сборочные чертежи и каталожные номера ЗИП. Есть возможность “повертеть” на экране 3-D модель отдельных узлов.

Каждый узел имеет подробную аннотацию о том, как его обслуживать: переодичность смазки, плановая замена узлов и агрегатов, точечные критерии инспекции.

Короче, идеальный список профилактических работ, которые ГАРАНТИРУЮТ работоспособность оборудования.

Отличный пример, чтобы на его основании выделить основные категории профилактических работ.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПЛАНОВАЯ ЗАМЕНА КОМПОНЕНТОВ, УЗЛОВ и АГРЕГАТОВ

По сложившейся традиции представим,

что вы отвечаете за работоспособность целого Производства. Напоминаю, что это Производство работает 24 часа 7 дней в неделю. Т.е. оно должно работать беспрерывно и безотказно 24 часа 7 дней в неделю благодаря вашим самоотверженным усилиям.

Работаете в этой области недавно. И, как следствие, еще не приобрели иммунитета по отношению к разного рода рекомендациям авторитетных источников. Не то чтобы вы доверяете всему и вся, но в вас еще живет иллюзия, что авторитетные источники являются обоснованием результатов ваших решений.

И так уж получилось, что вам повезло – досталась ИДЕАЛЬНАЯ документация на оборудование (см.выше).

Логично, что вы формируете перечень рекомендуемых заводом-изготовителем плановых замен на год вперед.

ПРИМЕР:

– Замена узла блока подшипников основной воздуходувки – каждые 40 000 тыс.часов;

– Замена 4 тонн масла в основном редукторе смешивающей установки – каждые календарный год;

– Замена топливного насоса – по наработке 2 000 часов (его мы и рассмотрим в качестве рабочего примера).

Объем затрат, конечно, напрягает. Но вы уверены в своем решение следовать ДОКУМЕНТАЦИИ по двум причинам(иллюзиям):

1.  Гарантия поставщика! Не сломается, если поменяете. Сэкономим на ремонтах и диагностике!

2.  Вы планируете озадачить отдел Снабжения поиском более дешевых аналогов оригинальных комплектующих.

Вторая иллюзия развенчивается в тот момент, когда вы понимаете, что по артикулярным номерам, указанных в документации, комплектующие можно купить ТОЛЬКО у поставщика оборудования. И если сравнивать типовые узлы подобного типа, то вы понимаете, что стоимость завышена минимум в три раза.

И при запросе комплексного поставщика на предмет подбора аналогов, вам вежливо сообщают, что если вы установите неоригинальный ЗИП, никакой гарантии у вас не будет. И что бы закрепить у вас эту информацию, дополняют, что на требуемом вами насосе стоит электронная защита от неоригинального ЗИП. Типа, если нет обратной связи от вшитого в контрольный кабель датчика, нужный вам насос не заработает.

А если не менять? – спросите вы.

В ответ – пауза, и…

– Эта ваша ответственность.

Ок , меняем на оригинальный согласно рекомендации.

Как только вы утверждаетесь в своем решении, вдруг развенчивается первая иллюзия. Закупаемый вами агрегат выходит из строя, несмотря на то, что его гарантийный период еще не закончился.

ОППА!

Да, гарантия есть. Поставщик пока не отказывается от бесплатного предоставления компонента. Срок поставки стандартный – 7 недель, так как позиция заказная и на складе у поставщика отсутствует.

Но оборудование должно работать здесь и сейчас. 24 часа и 7 дней в неделю. А не через 7 недель!

И вы везете этот долбанный насос за тройные деньги самолетом с дружественного вам производственного предприятия.

И как занавес в этой ситуации поставщик не признает этот отказ гарантийным случаем. Причина – нарушение условий эксплуатации.

Диалог:

–             В сервисном контракте четко написано, что гарантия распространяется только тогда, когда раз в три месяца приезжает наш специалист* и специальным образом** сдувает пыль с вашего агрегата.

–             Но мы же сдували пыль. 

–             Ну, во-первых, может вы все врете и не сдували. А если и сдували, то, скорее всего, каким-то неправильным способом.  Ваши специалисты имеют сертификат по сдуванию пыли от нашего учебного центра? Нет, не имеют (это утверждение). Какие еще вопросы?

* от компании производителя

** весьма затратным, согласно контракта

Описанная ситуация, конечно, несколько утрирована. Она является собирательным примером по результатам разборов большого количества отказов подобного вида.

Резюмируя все сказанное, хочется сказать следующее.

Чтобы создать идеальную документацию, нужны ресурсы, которые стоят немалых денег. Как правило, эти деньги являются своеобразной ИНВЕСТИЦИЕЙ того, кто ее создает. А любая инвестиция предполагает окупаемость + доход в будущем.

Это стоит учитывать и фильтровать информацию из “авторитетных источников”.

Только не подумайте, что я призываю наплевать на рекомендации поставщиков. НЕТ. Я лишь призываю ”включать” здоровую циничность производственного практика.

Вы же не на атомной станции работаете, не самолеты обслуживаете.

Подшипник, который рекомендуют менять через 40 000 часов, если его нормально обслуживать, эксплуатировать и своевременно делать диагностику, гарантированно проживет дольше. Часов так через 100 000 тысяч, поменяете его, конечно, если доступность оборудования позволяет.

Не очень я приветствую данный вид профилактики, такой своеобразный уход от ответственности и игнорирование более целесообразных стратегий ТО.

Кстати, если вы читали предыдущий ПОСТ про ремонт, то там был описан такой вид РЕМОНТА, как планово-предупредительный, и описан сценарий его использования.

Если не помните, ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ.

Предлагаю Вам найти отличия между планово-предупредительным ремонтом и профилактической заменой узла. Пишите в комментариях к статье свои версии.

Авторам правильных ответов или полезных комментариев будет предоставлен бесплатный доступ ко второму уроку Базового курса ТОиР.

Первый видео-урок смотрите прямо сейчас. СМОТРЕТЬ 1-й ВИДЕО-УРОК базового курса ТОиР.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ НА ИСПРАВНОМ ОБРУДОВАНИИ в порядке текущей эксплуатации

Идем дальше.

Обжёгшись на планово-профилактических заменах, вы начали поглядывать с некоторой опаской на традиционные виды профилактики, которые выполняются на исправном оборудовании:

чистка, смазка, наладка, протяжка и др.

После ситуации с насосом, ваш пытливый ум уже не дает вам покоя. Вопросов “зачем?” и “почему?” теперь гораздо больше, чем ответов на них. До насоса было просто  – следуй рекомендациям из документации.

А теперь? Вера в авторитетные источники естественным образом поколебалась.

Поэтому с одной стороны:

– Почему смазывают один раз в три месяца?

– Традиция.

– Хо-хо-хо. Давайте изменим традицию. Давайте раз в полгода! А если вообще не будем смазывать? Мы же умеем по факту отказа ремонтировать.

А с другой стороны:

– Почему подшипники меняют по календарю?

– Так Василий Демидович сказал!

– Ну, если сам Демидович сказал… Будем дальше менять. 

– Да, Демидович здесь уже давно работает. Демидович знает….

Если ситуация знакома, рекомендую идти по пути осознанной профилактики. И вот что я под этим подразумеваю.

Действуем в два этапа:

сначала возьмите техническую карту на профилактические работы, сделанные на основе вашей идеальной документации, и прочитайте текст любой операции, а затем мысленно вычеркните ее из технической карты, как будто вы эту операцию не выполняете. Вообще не выполняете. Что случиться?

ОППС.

Два варианта:

либо ничего не случиться, и тогда можно вычеркнуть операцию не мысленно, а вполне конкретно,

либо что-то случиться, и тогда необходимо оценить тяжесть последствий.

Оценили? Отлично.

И отвечаем на второй вопрос: как часто это самое “может случиться” будет случаться, если эту операцию не выполнять?

Если раз в пять лет, то вычеркиваем – операция не нужна. Если раз в неделю – не вычеркиваем.

Почему вычеркиваем и не вычеркиваем? Очень просто. Посмотрите на фотографию.

На одной чаше весов у нас суммарная стоимость выполнения операций по профилактическому обслуживанию за год (допустим), а на другой – стоимость предполагаемых потерь за тот же период, если эту операцию не выполнять.

Какая чаша перевесит, то и будет подсказкой для осознанного выбора.

Для чистоты эксперимента задайте эти два вопросы коллегам, например, Василию Демидовичу.

ВСЕ ПРОСТО.

Процессы ТОиР и должны быть простыми. Если перечня профилактических работ еще нет, то используйте приведенный выше алгоритм принятия решений для всех отказов, которые у вас случались.

Только в этом случае логика понятным образом измениться*.

Оптимальная профилактика не должна стоить дорого. Она естественна и органична.

Где грязно, там должно быть чисто. Чистим. Чем чаще, тем лучше.

Где кинематика, там должна быть смазка или масло. Смазываем. Интервал смазки и ее количество берем из документации или рассчитываем самостоятельно**.

Где механические связи, там должен быть протяжка.

И так далее.

Желательно, все дублировать контролем состояния параметров.

* Читать статью: ЭКСПРЕСС АНАЛИЗ ОТКАЗОВ.

* *Читайте статью: КАК РАССЧИТАТЬ КОЛИЧЕСТВО СМАЗКИ

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ на неисправном оборудовании, в порядке текущей эксплуатации

А если оборудование уже неисправно. Что же теперь? Только ремонт?

Не всегда. Зачастую инструментами простейшей профилактики можно значительно продлить P-F интервал. Замедлить наступление отказа, а иногда даже остановить.

ПРИМЕР:

при повышении температуры подшипника выше допустимого (потенциальный отказ) – необходимо изменить режим смазки: смазывать чаще, чем определено при стандартных условиях. Это замедлит развитие отказа, продлит PF интервал.

А нам это и нужно. Зачем сразу ремонтировать-то?

У меня был интересный случай из практики.

Поменяли блок подшипника на агрегате киловатт на 300. Все вроде бы сделали правильно, но подшипник начал греться. Температура доходила до 100С. Ошибка монтажа? опять замена?

Привлекли специалистов. Они, в буквальном смысле, “прописали” прецизионные дозы смазки через очень конкретные интервалы времени. Через 5 дней температура упала. Подшипник на дату написания статьи работает уже 4-й год.

Подобная категория профилактических работ напоминает мне философию правильной техники бега. Она заключается в том, что процесс бега надо рассматривать как своеобразное управляемое падением тела. Все время падаешь, но вовремя ставишь точку опоры. И, продолжаешь падать дальше, не падая.

ОНИ “ПАДАЮТ” УЖЕ БОЛЕЕ 42 КИЛЛОМЕТРОВ

Стандарт производительности оборудования выполняется? Ну и отлично! Отремонтировать успеем. Вовремя переставляем ноги – управляем падением тела.   

Кто сказал, что правильные процессы ТОиР – это про идеальное состояние оборудования?

[uptolike]
Hide picture