Выбрать страницу

Сколько тратить на ТОиР промышленного предприятия?

| Июн 27, 2019 | Управление затратами | 1 коммент.

Время прочтения статьи около 20 минут. Некогда читать?
Переслать данную статью на email.

Сколько раз вы слышали призыв/распоряжение/уговоры, которые начинаются с фразы:

«НУЖНО СОКРАТИТЬ ЗАТРАТЫ НА ТОиР»

Если у вас еще не сформировалась мозоль на том участке мозга, который отвечает за ответы на подобные заявления, то обратная связь обычно сводится к попыткам опровергнуть картинку ниже.

Диалог примерно такой:

– Уважаемые! Экономия затрат на ТОиР не прямо пропорциональна доходу компании. Формула затрат и доходов сложнее.

– И какая же это формула?

И в этом месте, скорее всего, вы попытаетесь объяснить своими словами следующую картинку.

И диалог выстроится примерно такой:

– Понимаете, на обслуживании экономить нельзя.

– Почему нельзя?

– Это сложно понять тому, кто не связан с производством. Помните, в новогоднюю ночь, когда я аварийно устранял…

– Это-то здесь причем?

– Я имею в виду, что потери от экономии на ТОиР будут больше, чем сама экономия.

– Хм. Это не очевидно. Прошлый раз Вы также говорили. А что в итоге? Даже не истратили того, что было заложено в бюджет.

 ————————————————————————————–

И поехало…

С одной стороны:

– Эти офисные крысы ничего не понимают.

С другой стороны:

– Была бы их воля, купили бы еще один завод на комплектующие.

Но согласитесь, в обоих подходах есть доля лукавства. И тот, и другой выражает неочевидное для противоположной стороны мнение. А раз так, значит, есть возможность для вариантов интерпретации и манипуляции. Со стороны эта борьба выглядит как-то так.

ЗАТРАТЫ НА ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В ПРОЦЕНТАХ ОТ СТОИМОСТИ ЗАМЕНЫ ФИЗИЧЕСКОГО АКТИВА (RAV)

В вопросах снижения затрат хочется отталкиваться от чего-то конкретного, от какой-то общепринятой точки отсчета или обоснованной, проверенной годами практики.

Подобный инструмент существует. Это показатель, который рассчитывается как отношение годовых затрат на ТОиР к стоимости замены того, что подвергается ТОиР. Его формула расчёта проста и применима для любых технических объектов: от вашего любимого автомобиля до крупного производственного предприятия.

Total Maintenance Cost per RAV (%) =

[Total Maintenance Cost ($) × 100] / Replacement Asset Value ($)  

или, 

Годовые затраты на ТОиР к RAV(%) =

[годовые затраты на ТОиР(RUR)x100]/Replacement Asset Value(RUR)

Данный показатель применяется для оценки эффективности затрат на производственных предприятиях или, как benchmark для сходных производственных объектов.

Что представляют собой затраты на ТОиР промышленного предприятия, подробно рассмотрено во втором видеоуроке базового курса ТОиР. Для всех пользователей ресурса MAIPraktiki бесплатно доступен первый видеоурок. Для авторов комментариев «по делу» доступ ко второму видеоуроку будет предоставлен бесплатно.

Что такое Average Replacement Value, вам станет понятно в ходе дальнейшего прочтения статьи. Если интересует точное определение, то погуглите в Интернете. Только аккуратнее с российским переводом этого понятия в ГОСТР 57330-2016. Лучше воспользуйтесь его англоязычным оригиналом – EN 15341:2007.

На какие вопросы помогает найти ответ этот показатель?

ПРИМЕР:

Имеем два сходных молодых предприятия, которые производят одинаковую продукцию. Суммарные инвестиции в физические активы первого – 100 миллионов $, второго – 150 миллионов $. Первое тратит на ТОиР 3 миллиона в год, второе –3,8 миллиона в год. Вопрос: какое предприятие эффективнее с точки зрения затрат на ТО?

Делаем простой расчет.

Для первого: 3/100 = 3%

Для второго: 3,8/150 = 2,5%

Ответ: второе предприятие эффективнее.

Что этот показатель означает на практике?

ПРИМЕР:

Допустим, на одном из промышленных предприятий этот показатель равен 20%. На практике это означает, что на суммарные затраты на ТОиР каждые 5 лет можно строить новый завод. А если бы они были в 10 раз меньше, ну, допустим, 2%, то подобное «упражнение» со строительством нового завода можно было бы позволить себе только через 50 лет.

Чувствуете разницу: 5 лет и 50 лет?

Примерьте это на себя.

Купили вы, например, новую машину. Сколько вы готовы тратить на ее обслуживание (сервис, запасные части, новая резина и т.д.) в год, чтобы беспроблемно проезжать положенные 30-40 тысяч километров, каждое лето ездить с семьёй в Крым, в зимний период времени не опаздывать на работу из-за проблем с запуском двигателя, не тратить время на досадные отказы, которые меняют ваши планы и прочее? Какой процент считается приемлемым?

ЛУЧШИЕ МИРОВЫЕ ПРАКТИКИ ОТВЕТСТВЕННО ЗАЯВЛЯЮТ

этот показатель должен быть менее 3%.

Естественно, для разных производственных отраслей и типов оборудования этот показатель будет отличаться.

Но общепризнанные 3% – это своеобразная лакмусовая бумажка. Если этот показатель будет больше, то, скорее всего, мы получим следующие ситуации:

– производство работает в ооочень агрессивной среде или выпускает оооочень агрессивный с точки зрения износа оборудования продукт (переработка сырья и т.д.);

– процессы ТОиР или управления оборудованием развиты оооочень слабо;

– вы купили оооочень неправильное оборудование, скорее всего, вам втюхали подделку, или собственник гораздо больше заинтересован не в коммерческой составляющей производственного объекта, а в чем-то другом (имидж, безопасность, вовлеченность в гос.интересы и т.д.).

Естественно, никто не отменял комбинацию этих трех вариантов.

Меньше 2 % – это эталон.

Все процессы ТОиР, скорее всего, выстроены идеально. Любой сотрудник, от оператора линии до простого директора, будет вам часами рассказывать про надежность оборудования, преимущества Predictive над Preventive стратегиями, то, какое удовольствие они недавно испытали от ARCA анализа по результату недавнего потенциального отказа, и многое другое. И не просто рассказывать, а активно демонстрировать на практике. Короче, за предприятие отвечают правильные люди, которые верно размышляют и отлично работу работают.

Таких предприятий не очень много.

Я читал, что достижимый уровень этого показателя – 0,7%.

Но мне кажется, это какие-то сказки. Здесь уже нужно не процессы ТОиР настраивать, а заниматься сопровождением физических активов от момента проектирования до их утилизации.

Практически реализуемая цель, в которую я верю и знаю, как реализовать, это что-то около 2 %.

Что такое RAV?

RAV – это сумма денег, которая необходима для замены обслуживаемого физического актива в настоящий момент.

Из чего складывается эта сумма, вы можете узнать из второго видеоурока базового курса ТОиР.

Но есть сложности с его точным расчетом. Попробуйте оценить сегодняшние затраты на замену существующего производства идентичным. Вряд ли эта задача будет решена с первого подхода. Согласитесь, получить точную копию производства будет невозможно. Все будет выглядеть немного по-другому, потому что прогресс не стоит на месте, производители оборудования модифицируют производственную линейку, а старые материалы заменяются новыми, более современными. Стоимость и темпы строительства также меняются.

Но на самом деле нам нужно только примерное значение, которое максимально соответствует текущему моменту. Поэтому, если действующему заводу меньше десяти лет, просто используйте цифры первоначальных капитальных затрат. Тот же завод будет построен сегодня дешевле, чем тогда, но разница в затратах вряд ли будет большой.

Если заводу больше десяти лет, то все несколько усложняется, и необходимы другие способы определения RAV. В этом случае попробуйте узнать текущую стоимость активов от бухгалтеров или страховщиков. Они должны регулярно переоценивать стоимость завода и оборудования для целей налогообложения и страхования.

НАПРИМЕР.

Сколько заплатит страховая компания, если производство сгорит/взорвется/утонет в результате кого-нибудь природного катаклизма:), и его нужно будет полностью восстанавливать после инцидента?

Еще одним из способов получения оценки текущей восстановительной стоимости завода является сравнение c недавно построенными аналогичными предприятиями.

В любом случае «академики от технического обслуживания» будут всегда утверждать, что ваш RAV некорректен. И они будут правы. Он никогда не будет корректен, так как является оценочным и изменяющимся показателем. Но, на мой взгляд, будет достаточно, если погрешность составит плюс-минус 10% от реальных значений.

 

СОЗДАЙТЕ СВОЙ КУРС!