Выбрать страницу

Простые методы определения состояния оборудования

| Май 19, 2019 | Процессы смазки | Нет комментариев

Время прочтения статьи около 7 минут. Некогда читать?
Переслать данную статью на email.

Недавно на одном из предприятий мне задали интересный вопрос. Пользуюсь ли я какими-нибудь простейшими методами определения состояния оборудования и какие инструменты при этом использую.
Вопрос возник после того, как один из мастеров смотрел, как я лазерной указкой просвечивал бутылку с пробой масла из гидросистемы и рассматривал луч через увеличительное стекло.

Так вот, в мой карманный набор «средств первичной диагностики» входит:

– пирометр или тепловизор (в зависимости от задачи);

– лазерная указка;

– штангенциркуль;

–  увеличительное стекло с подсветкой;

– очки с светодиодными фонариками;

– магнит.

Ну и, наверное, самое главное: глаза, нос, уши, пальцы и ладони рук. Главное знать, что необходимо обнаружить.  

Тепловизор

Тепловизор помогает оценить температурный фон и непосредственно нагрев исследуемого объекта. Тепловизор довольно здорово помогает определить и оценить очаги нагрева масла вызванные дросселированием жидкости под воздействием высокого давления. К ним отношу внутренние перетоки внутри гидроаппаратуры, насосов, видна работа теплообменников и т.д. Тепловизор очень хороший помощник при поиске потерь давления или расхода.

В оценке температурного фона подшипниковых опор тепловизор является также хорошим помощником.

НО! Для правильного подбора смазочного материала важно определять текущий температурный режим работы подшипника. Зачастую это сложно определить, т.к. температурный фон внутри подшипниковой опоры несколько отличается от температуры снаружи. А если подшипниковая опора скрывает вал, внутри, то я предлагаю делать замеры при помощи индикаторных температурных наклеек. Для этого размещаем их на внутренней / внешней обойме и на валу. Полученные значения будут самыми точными.

Лазерная указка

Лазерная указка полезна для обнаружения загрязнений в масле, но помогает при работе только со светлыми маслами. Помогает видеть взвешенные частицы в масле, или эмульсии масла/воды, но тут нужно ещё использовать увеличительное стекло. В этом случае мы стараемся обнаружить отражение взвешенных частиц, растворённых в масле.

Если посмотреть на пятно лазера на белой бумаге после того, как он пройдёт через масло, то можно будет оценить наличие загрязняющих веществ. Луч и след в чистом масле более-менее чёткий. При наличии загрязнений, эмульсий и продуктов окисления, луч становится мутным и размытым.

Магнит

Магнит помогает простейшим способом определить наличие металлосодержащих загрязнений в тёмных высоковязких маслах или смазках.Для этого отбирается масло из картера или системы, взбалтывается, после чего небольшая часть разливается на бумагу, под которую заранее помещается магнит. Результат может выглядеть, как на представленном рисунке. Для более выраженного определения нужно пользоваться растворителем или средством очистки.

Если нужно определить наличие металлосодержащих примесей в смазке, то для этого нужно образец смазки, взятый из подшипниковой опоры, поместить в небольшую банку, разбавить растворителем или средством для отчистки. А дальше, два варианта:
 

1. Закрепить магнит на стенке банки. Установить бутылку таким образом, чтобы пятно с намагниченными элементами загрязнений оставалось вне жидкости. Далее, после небольшого высыхания можно проводить идентификацию элементов износа.

2. Как в случае с маслом, вылить на салфетку с подложенным, заранее, под неё магнитом.

 

Зрение

Основой системы мониторинга состояния, какой бы изощрённой она не была, лежит активный визуальный мониторинг. Из простейшего, например, проверка уровня масла в системе. Именно своевременная реакция на обнаружение низкого уровня масла или его отсутствие в смотровом окне позволило предотвратить большое число потенциальных отказов оборудования. Визуальный контроль так же распространяется на обнаружение проблем, связанных с потерями (утечками), наличием воды, эмульсий, лакообразования и наличием других загрязнений в смазочном материале, наличие пены, коксование, и т.д.. От осмотра также не должны уходить технические условия такие как крепёж, вибрация, паразитные движения механических передач и т.д.   

Слух

Мои наставники, вначале рабочего дня, всегда проговаривали интересную фразу, которая навсегда врезалась в мою память: «Ну что нам сегодня расскажут машины?» В некоторых случаях звук более чувствительный инструмент мониторинга, чем визуальный, причём и работает на расстоянии, сквозь элементы машин, стены и перегородки. Согласитесь, всегда слышны гидроудары, если мы имеем дело с гидравликой или нехарактерный шум редуктора или коробки передач. Для интерпретации обнаруженных звуков нужен определённый опыт или подготовка.

Обоняние 

Человеческое обоняние мощно и может быть использовано для того, чтобы определить различные неблагоприятные условия работы машины и проблемы смазки. Например, «хорошо подогретый» смазочный материал, в котором произошли реакции окисления имеет специфический запах. В этой ситуации важно задуматься о поиске природы перегрева и дальнейших действиях. Свежие масла также имеют свои запахи и иногда удаётся определить наличии утечки масла в слабоосвещённом помещении или туннеле. Некоторые технические элементы машин также оставляют запахи при перегреве, например, невыверенные и прослабленные ремённые передачи и т.д..

Опыт показывает, что на каждом предприятии существует свой, набор удобных простейших инструментов мониторинга, у кого-то больше, у кого-то меньше.
Важным, на мой взгляд, является тот факт, что техническому персоналу небезразлично состояние оборудования и существует определённый набор стратегий и реакций на выявленные отклонения.

СОЗДАЙТЕ СВОЙ КУРС!